Anatolydrobot.ru

Образовательный сайт

Катастрофа рейса 7К348
Общие сведения
Дата

1 января 2011 года

Характер

Пожар на магистральной рулёжной дорожке, взрыв топливных баков

Причина

Короткое замыкание генераторов

Место

Сургут (аэропорт), Россия

Координаты

61°20′30″ с. ш. 73°24′10″ в. д. / 61.341667° с. ш. 73.402778° в. д. (G) (O)

Погибшие

3

Воздушное судно


Самолёт Tу-154М компании «Когалымавиа»

Модель

Ту-154Б-2

Авиакомпания

Когалымавиа

Пункт вылета

Сургут, Россия

Пункт назначения

Москва (Домодедово)

Рейс

7К348

Бортовой номер

RA-85588[1]

Пассажиры

116

Экипаж

8-экипаж, 8-резервный экипаж, 2 техника

Выживших

131

Авиакатастрофа в Сургу́те — тяжёлое авиационное происшествие (катастрофа), произошедшее 1 января 2011 года в аэропорту Сургут с самолётом Ту-154Б-2 авиакомпании «Когалымавиа», рейс 7К348 СургутМосква. Погибло три человека, 43 пострадали. Самолёт полностью сгорел.

Содержание

Обстоятельства катастрофы

1 января 2011 года, в 15:00 местного времени должен был начаться регулярный рейс 7К-348 Сургут—Москва (Домодедово) авиакомпании «Когалымавиа»[2].

В 14:58, после запуска двигателей, перед началом движения самолёта по магистральной рулежной дорожке к ВПП произошло возгорание в задней части фюзеляжа. По команде инженера с земли экипаж выключил двигатели, обесточил самолёт и приступил к аварийной эвакуации[3]. В это же время огонь перебросился на фюзеляж воздушного судна. Позднее произошёл взрыв топливных баков с разливом горючего на площади около 1000 м². В течение 20 минут самолёт сгорел полностью.

На борту находились 134 человека, из них 8 членов экипажа, 8 членов резервного экипажа, 2 техника и 116 пассажиров, среди которых были девять детей и участники группы «На-На».[4][5][6]

В тушении пожара и выполнении аварийно-спасательных работ было задействовано более 150 человек и 40 единиц техники. Пожар был локализован в 15 часов 56 минут[7].

Жертвы и пострадавшие

Погибло три человека, 43 пострадало. После катастрофы было госпитализировано 39 человек, четверо — в тяжёлом состоянии[8].

На 2 января в больницах оставалось 30 человек (один в тяжёлом состоянии)[9].

Экипаж

Экипаж под командованием капитана Сергея Сидорова[10] состоял из 8 человек. Этим рейсом следовали ещё 10 сотрудников авиакомпании «Когалымавиа»: второй экипаж (8 человек) и два техника.

Самолёт

Самолёт в 2007, в старой ливрее

Самолёт Ту-154Б-2, заводской номер 83А588, был выпущен Куйбышевским авиазаводом в октябре 1983 года. Эксплуатация началась в 1-м магаданском объединённом авиаотряде «Аэрофлота» (бортовой номер CCCP-85588). В 1993 году самолёт получил новый бортовой номер RA-85588[1]. В 1994 году перешёл к авиакомпании «Мавиал», затем — во «Владивосток Авиа», где носил имя "Артём". Компания «Когалымавиа» получила самолёт в 2007 году.[11]

Расследование

Для расследования причин происшествия была создана межведомственная комиссия.

Следственным комитетом России возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 263 УК РФ. Расследование ведёт Уральское следственное управление на транспорте Следственного комитета[12].

«Следствием рассматривается ряд версий случившегося, в том числе нарушение правил пожарной безопасности и нарушение правил эксплуатации воздушного судна. Между тем, ни одна из них не выдвигается в качестве приоритетной», — сказал представитель Следственного комитета РФ Владимир Маркин[13].

В связи с происшествием Ространснадзор выдал предписание об приостановке полётов самолётов Ту-154Б до установления причин, приведших к авиационному событию[14].

Также расследование проводит комиссия, созданная Межгосударственным авиационным комитетом[15]. Сообщения комиссии:

  • 4 января 2011 года: ни один из трёх двигателей, ни вспомогательная силовая установка не явились источниками пожара на самолёте; пожар начался в задней части салона самолёта в районе 62-65 шпангоутов[15];
  • 5 января 2011 года: продолжаются работы по анализу информации, зафиксированной бортовыми самописцами, а также схемный анализ системы энергоснабжения с оценкой функционирования электросети самолета; электрооборудование, находящееся в районе 62-65 шпангоутов имеет сильное повреждение огнем; поврежденные элементы правой панели генераторов направляются в Государственный центр «Безопасность полетов на воздушном транспорте»;
  • 8 января 2011 года: из предварительного анализа информации, зафиксированной параметрическими самописцами, следует, что накануне дня авиационного происшествия на этом самолете имели место разовые команды, свидетельствовавшие о неисправности системы энергоснабжения самолета;
  • 28 сентября 2011 года: комиссия опубликовала окончательный отчёт[16].

В рамках работы Комиссии сформирована специальная группа с участием специалистов МАК, авиапромышленности и гражданской авиации, задачей которой является анализ технической документации, результатов исследования элементов системы энергоснабжения в Государственном центре «Безопасность полетов на воздушном транспорте» и информации, зафиксированной самописцами.

Причины

Причиной пожара стала электродуга, возникшая из-за неисправности электросистемы самолёта и ряда недостатков в её устройстве. Комиссией составлены рекомендации по устранению этих недостатков.

См. также

Примечания

  1. ↑ Туполев Ту-154Б-2 RA-85588 а/к Когалымавиа (Колавиа) - карточка борта
  2. Расписание. Авиакомпания «Когалымавиа».
  3. 01.01.2011 в 10:12 (мск) (13:12 местное) в аэропорту Сургут на земле произошло возгорание воздушного судна Ту-154Б ООО "Авиакомпания "Когалымавиа". Минтранс (1 января 2011). Архивировано из первоисточника 9 июля 2012. Проверено 2 января 2011.
  4. Ту-154 в Сургуте уничтожен полностью
  5. Найдены самописцы сгоревшего в Сургуте Ту-154
  6. Пресс-релиз ООО «Авиакомпания Когалымавиа» об авиационном событии 01.01.2011
  7. Пожар в аэропорту Сургута. ГУ МЧС России Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Архивировано из первоисточника 9 июля 2012. Проверено 2 января 2011.
  8. Информация о госпитализированных пассажирах рейса 7K 348 Сургут – Москва ООО «Авиакомпания Когалымавиа» по состоянию на 19:00 1 января 2011 года. Минздравсоцразвития. Архивировано из первоисточника 9 июля 2012. Проверено 2 января 2011.
  9. Информация о госпитализированных пассажирах рейса 7K 348 Сургут – Москва ООО «Авиакомпания Когалымавиа» по состоянию на 9:00 02 января 2011 г.. Минздравсоцразвития. Архивировано из первоисточника 9 июля 2012. Проверено 2 января 2011.
  10. Стали известны новые подробности аварии в аэропорту Сургута, ситуацию проясняет Вячеслав Новицкий. РИЦ «Югра Информ» (2 января, 2011). Архивировано из первоисточника 9 июля 2012. Проверено 14 января 2011.
  11. ASN Aircraft accident Tupolev 154B-2 RA-85588 Surgut Airport (SGC). Aviation Safety Network. Архивировано из первоисточника 9 июля 2012. Проверено 2 января 2011.
  12. О ходе расследования уголовного дела, возбужденного Уральским следственным управлением на транспорте Следственного комитета по факту нарушения правил безопасности движения и эксплуатации самолёта ТУ-154, повлекшего смерть трёх человек. — СКП при прокуратуре РФ. Архивировано из первоисточника 9 июля 2012. Проверено 2 января 2011.
  13. Следователи изменили квалификацию статьи в деле об инциденте с Ту-154, РИА Новости (2 января 2011). Проверено 2 января 2011.
  14. Меры, принимаемые Ространснадзором, по факту катастрофы самолета Ту-154Б ООО «Авиакомпания «Когалымавиа» в аэропорту Сургут 01.01.2011. Ространснадзор (2 Января 2011). Архивировано из первоисточника 9 июля 2012. Проверено 2 января 2011.
  15. ↑ Ту-154Б-2 RA-85588 01.01.2011. Отчёты о расследовании комиссии МАК
  16. Окончательный отчёт.

Ссылки

  • Ту-154Б-2 RA-85588 1 January 2011. (Archive) - Межгосударственный авиационный комитет - Отчёты МАК о ходе расследования происшествия.
    • Окончательный отчёт МАК (pdf) (Archive)
  • Список пострадавших в результате авиакатастрофы в аэропорте г. Сургута 01.01.2011 г., находящихся на стационарном лечении в ЛПУ г. Сургута по состоянию на 12:00 мск 07 января 2011 года — Минздравсоцразвития России.
  • KOLAVIA
  • Карточка борта на russianplanes.net
  • Пожар на самолете Ту-154 в аэропорту Сургута. Фотолента РИА «Новости»
  • Фотографии RA-85588